Холотропное дыхание (Holotropic breathwork)

Холотропное дыхание (от греч. holos – целый, tropein – ведущий) «дыхание, ведущее к целостности», – методика, автором и теоретиком которой является С. Гроф.

Холотропное дыхание – одна из самых мощных и эффективных из применяющихся в современной психологии и психотерапии техник.

Холотропное дыхание было разработано в 70-е годы ХХ века Станиславом Грофом, американским психологом, родившимся в Чехословакии, и его женой Кристиной. Холотропное дыхание предложено в качестве легальной альтернативы психоделической терапии.

Холотропное дыхание – единственная дыхательная психотехника, под которую была разработана серьезная теоретическая база, изложенная в терминах «официальной» психологической и медицинской науки. Это связано с тем, что С. Гроф, в отличие от основателей ребёфинга Леонарда Орра и основателя Вайвейшн Джима Леонарда, является профессионалом в области медицины и психологии.

История

Станислав Гроф, будучи психиатром и психоаналитиком, стал проводить исследовательскую деятельность с ЛСД в середине 50-х годов. Довольно быстро он убедился в большом психотерапевтическом эффекте психоделических сессий. Продолжая свои исследования, Гроф столкнулся с необходимостью пересмотра фрейдистской модели психики, в которой он был воспитан, и построения новой картографии сознания для описания эффектов, возникающих во время психоделических сеансов. Создав такую модель, он описал ее в своих многочисленных трудах. Когда закрывались эксперименты с психоактивными веществами, Гроф стал искать технику, подобную по терапевтическому воздействию. И в 1975 году, вместе с Кристиной Гроф, открыл и зарегистрировал дыхательную технику, которую назвал «холотропное дыхание».

С 1975 года эта техника все больше и больше завоевывает популярность среди психотерапевтов и людей, интересующихся личностным ростом и духовным развитием.

В 1973 году доктор Гроф был приглашен в Институт Эсален в Биг Суре, Калифорния, где жил до 1987 года, занимаясь писательской работой, проводя лекции, семинары, включая семинары на которые им приглашались интересные специалисты из различных научных и духовных направлений.

Работая в Эсалене, Станислав и Кристина Гроф занимались разработкой техники Холотропного дыхания. На фоне политического запрета на использование психоактивных веществ (ПАВ) в психотерапевтических целях, Станислав и Кристина Гроф использовали в своей работе интенсивное дыхание. Прототипом дыхательной техники Станислава и Кристины Гроф были способы дыхания, существовавшие в различных духовных и психологических практиках, а также дыхание наподобие наблюдавшегося у пациентов во время психоделической сессии, в случае если проблема не была проработана до конца, и пациенты начинали спонтанно и интенсивно дышать. Подобное дыхание было необходимо чтобы продолжить оставаться в измененном (расширенном) состоянии сознания и доработать (разрядить) тот психологический материал, который поднялся из бессознательного и отреагировался в виде симптомов.

Однажды, работая в Эсалене, Гроф потянул спину и не смог как обычно вести процесс. Тогда у Станислава возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии и пусть участники семинара помогают друг другу. Во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами. Данная практика оказалась наиболее эффективной.

Холотропное дыхание было официально разрешено и зарегистрировано Минздравом РФ в 1993 году в качестве одного из 28 методов психотерапии.

Техника

Элементами техники являются:

Учащенное дыхание: «При холотропном дыхании мы побуждаем людей начинать сеанс с дыхания учащенного и несколько более глубокого, связывающего вдох и выдох в непрерывном процессе дыхания. Оказавшись внутри действия, индивиды находят свой собственный ритм и способ дыхания».

Пробуждающая воспоминания музыка: «Тщательно подобранная музыка, по всей видимости, обладает особым значением в холотропных состояниях сознания, где выполняет несколько важных функций. Она приводит в движение чувства, связанные с вытесненными воспоминаниями, выводит их на поверхность и облегчает самовыражение».

Очень важно отдаться музыкальному потоку, позволить музыке резонировать во всем теле, откликаться на нее стихийно и непроизвольно….

Энерговысвобождающая работа тела.

Этот элемент необходимо применять в том случае, если дыхательный процесс не пришел к благоприятному завершению, и остаются либо неразрешенные эмоции, либо остаточное напряжение. «Общая стратегия этой работы заключается в том, чтобы попросить дышащего сосредоточить свое внимание на том месте, в котором возникли затруднения, и сделать что-либо для того, чтобы усилить физические ощущения. И в этом случае, если потребуется соответствующее внешнее воздействие, помощник помогает усилить эти ощущения».

Так же, как правило, сеансы холотропного дыхания проходят в больших группах, где участники делятся на пары, и у каждого дышащего, во время сеанса есть ситтер, человек, который помогает сохранять безопасность, поддерживать дыхание и иногда осуществляет телесную работу. Сеансы холотропного дыхания могут длиться по 3-4 часа, потом дается время на рисование мандал и обсуждение того, что было.

Цель холотропного дыхания

Из названия техники следует, что целью холотропного дыхания является целостность. Холос – целый, целостный, тропос – движение, стремление, в сумме – дыхание, ведущее к целостности. К сожалению, Стен Гроф нигде в своих многочисленных трудах прямо ни говорит о том, что такое целостность. При этом довольно много он говорит об исцелении и целительном эффекте холотропных состояний сознания. Как правило, целительный эффект состоит в воссоединении вытесненной части сознания с осознанными частями психики. «…и, в ходе сеанса происходит так, что учащенное дыхание, растянутое на продолжительный отрезок времени, вызывает химические изменения в организме таким образом, что заблокированные физические и эмоциональные энергии организма, связанные с различными травматическими воспоминаниями, высвобождаются и становятся пригодными для внешней разрядки и обработки. Это делает возможным то, что прежде вытесненное содержание этих воспоминаний возникает в сознании и воссоединяется с ним. Поэтому происходящее является целительным событием, которое следует поддерживать…..». Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью холотропного дыхания является психическое исцеление, которое, как правило, образуется посредством высвобождения эмоциональных и физических напряжений и вытесненных воспоминаний, и воссоединения их с сознанием. Гроф много внимания уделяет эмоциональным и психосоматическим расстройствам, находя им место и подробно описывая их в разработанной им картографии сознания. Но где именно находится психическое здоровье в его модели, и каково оно, как будет выглядеть картография сознания здорового, исцеленного человека на базе его трудов определить трудно.

Терапевтические механизмы холотропного дыхания

В теории холотропного дыхания терапевтические механизмы дыхательной техники рассмотрены более подробно, чем в описании других стилей, поэтому мы сочли правильным включить сюда эту главу.

1. Активация подавленных воспоминаний, благодаря ослаблению защит психики, возникшему за счет ИСС. «Необычные состояния сознания, как правило, значительно изменяют отношение сознательной и бессознательной динамикой психики. Они ослабляют защиты и психологические сопротивления. В этих обстоятельствах обычно не только возникают подавлявшиеся воспоминания, но человек полностью переживает эмоционально значимые события прошлого в состоянии возрастной регрессии».

2. Отреагирование: «Терапевтические возможности проживания заново эмоционально значимых эпизодов детства включают несколько важных моментов. Психопатология черпает свою динамическую силу из хранилищ подавленной эмоциональной и психической энергии. В психоделической и холотропной терапии высвобождение этих энергий и их периферическая разрядка играют очень существенную роль. Традиционно такое освобождение называют отреагированием, если это связано с определенным специфическим биографическим содержанием». «Чтобы отреагирование было полностью эффективным, терапевт должен содействовать его полному осуществлению………. Такое отреагирование может принимать весьма драматические формы и вести к временной потере контроля, неукротимой рвоте, удушающему кашлю, временной потере сознания (выпадению) и другим подобным ситуациям».

 3. Осознание проявленного материала с точки зрения взрослого.

 4. Полное проживание травматичного переживания. Гроф рассматривает вопрос – почему проживание болезненной ситуации прошлого должно стать непременно терапевтическим, а не травмирующим опять? И отвечает на него следующим образом: травматичная ситуация не была прожита полностью в тот момент, когда происходила и поэтому она не была психологически «переварена» и интегрирована, поэтому во время холотропного дыхания она может быть впервые пережита полностью и благодаря этому завершена и интегрирована.

 

Станислав и Кристина Гроф

ПРИНЦИПЫ ХОЛОТРОПНОГО ДЫХАНИЯ

Теоретические положения

Широкое понимание человеческой психики, которое включает биографическую, перинатальную и трансперсональную области. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные составляющие психологического процесса, они принимаются и поддерживаются целиком.

Понимание того, что необычные состояния сознания, вызываемые холотропным дыханием, а также и аналогичные состояния, возникающие спонтанно, мобилизуют внутренние целительные силы психики и организма.

Эти целительные силы проявляются спонтанно и не ограничены опытом известных школ психотерапии или работы с телом.

Практический подход

Основными элементами холотропного дыхания являются: более глубокое и более быстрое дыхание, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом. Это дополняется творческим самовыражением, таким как рисование мандалы, лепкой из глины, спонтанными танцами и обсуждением опыта. Холотропную дыхательную работу можно проводить как один на один, так и в групповой ситуации, где участники меняются местами: то в роли холонавтов, то в роли ситтеров.

Перед первым опытом дыхания участники получают углубленную теоретическую подготовку, включающую основные типы феноменов, которые возникают в сессиях холотропного дыхания (биографические, перинатальные и трансперсональные), а также технические инструкции как для переживающих, так и для сидящих. Кроме этого, обсуждаются физические и эмоциональные противопоказания, и, если они касаются кого-то из участников, эти люди получают рекомендации специалистов.

Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не дается никаких других специфических инструкций перед или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о вмешательстве.

Музыка (или другие формы акустической стимуляции – барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т.д.) является целостной частью холотропного процесса. Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце – мирной, текучей, медитативной. Поскольку описанное выше развитие процесса является среднестатистическим, его следует изменить, если динамика групповой энергии протекает иначе.

Ситтеры во время сессии должны быть ответственными и ненавязчивыми, эта роль гарантирует эффективность, безопасность окружения, уважение к естественному разворачиванию переживания и обеспечивает помощь во всех необходимых ситуациях (физическая поддержка, помощь, если нужно выйти в туалет, подать салфетку или стакан воды и т.д.) Для ситтеров важно оставаться сконцентрированными, принимающими весь спектр возможных эмоций и поведения дышащего. В холотропном дыхании не используются какие-либо виды вмешательства, исходящие из интеллектуального анализа или основанные на априорных теоретических конструкциях.

Очень важно иметь достаточно времени для проведения сессии. Обычно она занимает от двух до трех часов. За это время процесс, как правило, приходит к своему естественному завершению, однако в исключительных случаях он может продолжаться несколько часов. В конце сессии ведущий предлагает работу с телом в том случае, когда посредством дыхания не разрешились все эмоциональные и физические напряжения, активированные во время сессии. Основной принцип этой работы заключается в том, чтобы понять, что происходит с дышащим, и создать ситуацию, которая усилит существующие симптомы. В то время, когда энергия и осознавание удерживаются в области напряжений и дискомфорта, нужно поощрять человека к полному самовыражению, какую бы форму оно ни принимало. Эта работа с телом является существенной частью холотропного подхода и играет важную роль в завершении и интеграции переживаний.

Групповое обсуждение происходит в тот же день после большого перерыва. Во время обсуждения ведущий не дает никаких интерпретаций материала, основанных на каких-либо теоретических системах, включая и холотропное дыхание. Лучше попросить холонавта и дальше прорабатывать и прояснять посредством рефлексии свои прозрения, полученные в сессии. В ходе обсуждения могут быть полезны мифологические и антропологические ссылки в русле юнговской психологии, также полезными могут быть мандалы. Возможны ссылки на личные переживания ведущих или других людей.

Существует множество подходов, дополняющих холотропное дыхание: практика гештальттерапии, песочная игра Доры Кальф, биоэнергетика, различные формы массажа, акупунктура и т.д. Однако, что бы вы ни использовали, следует четко понимать, что это не является частью холотропного дыхание. И если практика проведения сессии значительно отличается от того, что описано выше, для такой практики не нужно использовать название “холотропное дыхание”. Мы просим заменить это другим термином, не связанным с нашими именами.


Если Вы хотите поддержать меня, поблагодарить, без причины или по причине хорошей работы, или хотите помочь моей баготворительной просветительской деятельности:

Карта Приватбанка:

5457 0822 7888 8925

Простаков Михаил Юрьевич

 

Община Виссариона

vissarion.ru
Виссарион и Община Виссариона

Последний завет

slovo.vissarion.ru
Слово Виссариона

Квартиры посуточно

www.ukrflats.com
Квартиры посуточно Одесса, Киев, Львов, Украина

Недвижимость Украины

garna.net
Квартиры, Дома, Участки, Офисы, Аренда, Продажа, Посуточно